Советы полиграфиста-практика начинающим верстальщикам и дизайнерам

Советы полиграфиста-практика начинающим верстальщикам и дизайнерам

Сергей Зинченко, типография «Август Борг» (Москва)

Используйте программы по назначению. Работайте с растровой графикой в Photoshop, с векторной графикой в Illustrator, а вёрстку делайте в InDesign. Не стоит всё делать в Photoshop или Illustrator.

Всегда задавайте в InDesign размер страницы равным обрезному формату вашего изделия. Все элементы вёрстки, которые соприкасаются с обрезным форматом, должны выступать за обрезной формат минимум на 3 мм. Это необходимо для того, чтобы избежать белых полос по краю страниц, потому что резка не идеальна.

По этой же причине не располагайте значимые элементы вёрстки на расстоянии ближе чем 3–5 мм от обрезного формата. Ниже показан край изделия в случае реза на 1 мм наружу от идеального обрезного формата в случае неправильно (справа) и правильно (слева) подготовленной публикации.

Советы полиграфиста-практика начинающим верстальщикам и дизайнерам

Все элементы отделки (тиснение, лакировку, контур высечки и т. д.) располагайте на отдельных слоях в том же файле, что и элементы печати. Делайте им заливку смесевым цветом (в просторечии пантоном) и выставляйте атрибут оверпринт. Регулярно случается, что элементы отделки, сделанные в отдельном файле, не совпадают с печатью.

Не делайте лаку треппинг наружу в случае лакировки светлых элементов на тёмном фоне. Лак на тёмном фоне хорошо заметен, и вы гарантированно получите тёмную обводку. Лучше сделать небольшой треппинг внутрь светлых элементов — лак имеет свойство немного растекаться. Величину треппинга уточните в типографии.

Следите за оверпринтами. Белый текст с оверпринтом на любом фоне пропадает вовсе. И во многих других случаях овепринт может сильно исказить содержимое вёрстки. Хотя на сегодняшний день существуют инструменты проверки наличия оверпринтов в pdf, сильно не все типографии это делают.

Делите нейтральные изображения, которые печатаются СМУК, с сильной генерацией чёрного. Тремя цветными красками получить нейтральный цвет на печати весьма непросто. А чувствительность человеческого зрения по отклонениям от нейтрали очень высока. Ниже пример того, как изменяется нейтральная картинка, поделённая с обычной (справа) и сильной (слева) генерацией чёрного при разбалансе растискивания или подачи краски при печати.

Советы полиграфиста-практика начинающим верстальщикам и дизайнерам

Никогда не используйте downsamplе при генерации pdf из InDesign. Делает он это отвратительно. Ниже результат downsamplе-изображения из разрешения 400 dpi в разрешение 300 dpi в Potoshop и в InDesign.

Советы полиграфиста-практика начинающим верстальщикам и дизайнерам

Следите за чёрными объектами большой площади. Делайте им заливку составным чёрным цветом. Такой объект, с заливкой 100% только чёрной краской, будет, во-первых, менее тёмным, а, во-вторых, почти наверняка получит атрибут оверпринт. И изображения, лежащие под ним, будут на оттиске сквозь него просвечивать. См. картинку ниже.

Советы полиграфиста-практика начинающим верстальщикам и дизайнерам

Если вы делаете в брошюре с КБС разворот оборота обложки и блока, учитывайте что примерно по 8 мм изображения и на обложке и на странице блока склеятся друг с другом и в изображении пропадёт 16 мм. Проконсультируйтесь, как сделать файлы у препресса типографии или хотя бы предупредите типографию о наличии у вас таких разворотов, особенно если файлы обложки приходят в типографию на несколько дней позже или раньше блока. По этой же причине не располагайте значимые элементы вёрстки ближе 10 мм от корешка на обороте обложки и на первой и последней странице обложки. На картинке справа показан разворот страницы обложки и страницы блока в брошюре с КБС при неправильной подготовке публикации.

Советы полиграфиста-практика начинающим верстальщикам и дизайнерам

Если вы готовите к печати брошюру со страницами с клапанами, то делайте их в том же файле, где и остальная вёрстка, в том же месте брошюры, где они должны находиться. Задавайте им ширину как общий размер вместе с клапаном. Помните, что расстояние от корешка до биговки должно быть на пару миллиметров меньше, чем ширина обычных страниц брошюры. Иначе брошюру нельзя будет обрезать. А ширина клапана должна быть миллиметров на 10 меньше, чем расстояние от корешка до биговки. Иначе клапан невозможно будет загнуть в брошюру. Точные размеры необходимо уточнить в типографии.

Советы полиграфиста-практика начинающим верстальщикам и дизайнерам

Если вы готовите к печати квартальный календарь, учитывайте, что внизу на первой и второй сверху подложке примерно 8 мм внизу будет занято пружиной. Центрируйте элементы дизайна по вертикали на рекламных полях первой и второй подложек с учётом пружины. Если центрировать без учёта пружины, то на календаре по вертикали центровка нарушится из-за пружины.

Советы полиграфиста-практика начинающим верстальщикам и дизайнерам

Продолжение следует

Об авторе. Сергей Зинченко. По образованию инженер-физик. В допечатной подготовке с 1990-го. В 90-е работал в издательствах «Мастер» и «Аргус», с 1998-го и по сей день — в компании «Август Борг». Активный участник сообщества rudtp. Сайт автора

См. также статью Сергея Зинченко «Цвет в офсетной печати для начинающих и не только».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *